Виртуальное тело главного героя одной 3D-картины (фото WETA / IMDB).

 

Недавние эксперименты с устройствами виртуальной реальности доказали, что человек может ощущать свой «аватар» так же хорошо, как и собственное тело. Даже если этот «аватар» имеет противоположный пол.

Опыт, проведённый под руководством невролога Олафа Бланке из Центра изучения мозга Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария), продолжает его же исследования четырёхлетней давности. Прежние работы были направлены на изучение того, как наш мозг использует информацию от органов чувств для определения положения тела в пространстве.

Тогда, в 2007 году, добровольцам надели окуляры с видеоэкранами, на которые подавалось изображение с двух камер, снимающих то, что происходит за спиной подопытного, и создающих иллюзию трёхмерности. В зону видимости камер попадал пластиковый прутик, и одновременно к участникам эксперимента прикасались в области груди.

Подопытные сообщали, что испытывают иллюзию нахождения вне собственного тела и наблюдают «глазами» камер, как что-то происходит с телом чужого человека. Исследователи сделали вывод о том, что подобные ощущения, которые мы можем переживать, к примеру, в состоянии клинической смерти или наркотического опьянения, связаны с путаной сенсорной информацией, поступающей в мозг.

В ходе теперешнего эксперимента добровольцы находились в виртуальной реальности, а специалисты прикасались к их телам и имитировали прикосновения к их «аватарам» — иногда одновременно, иногда нет. При этом пол виртуальных персонажей, которыми управляли подопытные, не всегда совпадал с реальным.

Выяснилось, что разрозненные зрительные и тактильные данные приводят к восприятию виртуального тела как своего собственного. Электроды, подключенные к голове каждого подопытного, зарегистрировали нарушение работы мозга в височно-теменных и фронтальных областях, которые отвечают за объединение информации, поступающей через зрение и осязание, в единое восприятие.

Таким образом, обмануть мозг оказалось довольно несложно, что может пригодиться создателям игр, основанных на виртуальной реальности.

Результаты работы представлены на конференции Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS), которая проходит в Вашингтоне.