Напомним, что дети индиго принадлежат к так называемой шестой расе
людей, прибывших на эту Землю со своей определенной миссий. Это «новые» дети,
которые обладают необычными психологическими характеристиками и не
вписываются в обычные модели поведения. Часто это гениальные дети, с высоким
уровнем интеллекта и способностью видеть «тонкий» мир. Это «древние» души,
знающие с самого рождения то, чего нам знать не дано. И существующая система
воспитания для них порой настолько неприемлема, что в некоторых случаях эти
дети могут быть способными даже на убийство. В общем, те еще «цветы жизни».
Если у вас есть индиго
Быть родителями ребенка
индиго - своего рода миссия. С обычным малышом куда спокойнее и проще.
Почетный крест родителя ребенка индиго нести вам до скончания дней своих.
Однако не отчаивайтесь. Если правильно расставить акценты, вам даже
понравится.
Итак, первое и основное.
Перестаньте переделывать своего ребенка. Забудьте раз и навсегда расхожее
мнение, что ребенок - это пластилин, из которого можно вылепить все что
угодно. Ничего вы из него не вылепите ~ индиго рождаются уже как бы сформировавшимися,
и «переделать» их невозможно. Чрезмерное давление взрослых угрожает их
целостности, и индиго начинают защищаться, не разбираясь в средствах. Правил,
норм и рамок для них не существует!
Второе и не менее важное.
Ник да не говорите с таким ребенком свысока. Обращайтесь с ним как сравным,
всегда предоставляйте ему " : свободу выбора, предварительно
проговаривая каждую ситуацию. Не навязывайте ему своего мнения или своего
видения мира - это бесполезно, он просто «отключится» и перестанет слушать.
Третье. Формируйте у
своего ребенка чувство безопасности. Не пилите его по каждому пустяку. Везде,
где только можно, становитесь на его сторону. В то же время устанавливайте для
него четкие границы дозволенного.
Четвертое. Будьте с ним
предельно честны. Дети индиго очень тонко чувствуют фальшь и неискренность.
Альтернативное обучение
Серьезные проблемы у
родителей начинаются тогда, когда ребенок индиго идет в школу. Несмотря на
высокий IQ
там он звезд с неба не
хватает. Ему трудно высидеть за партой 45 минут, тупое списывание с доски ему
кажется бессмысленным, он отвлекается, не слушает учителя, мешает работать
остальным детям. Он абсолютно не приемлет жестких дисциплинарных норм,
навязываемых ему современной системой образования. Кроме того, дети индиго
избегают задач, требующих длительной ментальной концентрации, часто теряют
вещи, забывчивы в повседневной жизни, что создает дополнительный дискомфорт и
часто ведет к агрессии.
Короче говоря,
заканчивается все тем, что перед родителями встает непростой вопрос: куда
пристроить «непутевое» чадо? Тут есть два варианта: обучать на дому или искать
альтернативную школу. Конечно, второй более приемлем, поскольку не изолирует
ребенка от коллектива.
Итак, что же такое
альтернативная школа? Чем она отличается от стандартной? По большому счету,
тем, что здесь уважают прежде всего учеников, а не систему образования. Сегодня
в мире наибольшее признание снискали две альтернативные схемы обучения -
образовательная система Монтессори и школа Вальдорфа. Кстати, появились они
задолго до признания феномена индиго (первая - в 1907 году, вторая - в 1919-м).
Фишка программы
Монтессори - подход к ребенку как к целостной личности. Кардинальное отличие
от стандартных школ в том, что здесь не подгоняют детей под общие требования,
здесь учебный план подстраивают под ребенка. Что, естественно, повышает уровень
самооценки и позволяет детям получать удовольствие от самого процесса
обучения. Недавно программа Монтессори появилась в Украине; в частности, в
Киеве по ней работает несколько начальных школ-садиков, в Днепропетровске -
средняя школа.
Что же касается
вальдорфской системы (школы Рудольфа Штайнера), то, по свидетельствам
очевидцев, это «удивительный, иногда уводящий от привычных ориентиров мир
сказок, мифов и легенд, музыки, искусства, физических опытов, пьес, разыгрываемых
всем классом, учебников, написанных и проиллюстрированных самими учениками,
мир без экзаменов, классов, компьютеров и телевизоров. Короче говоря, это мир,
где большинство стандартных идеи американского образования перевернуто с ног
на голову» (на территории Украины школы Вальдорфа замечены не были). Стоит еще
добавить, что обе альтернативные системы обучения не позиционируют себя как
школы для детей индиго, но в то же время идеально им подходят.
В условиях Украины
В прошлом номере мы
красочно описали тернистый путь большинства детей индиго в Украине: директор
школы - районный психиатр - медико-педагогическая комиссия - интернат для
детей с заболеваниями нервной системы (в худшем случае - «дебильник»).
Остается только аплодировать тем родителям, кто по наущению учителей и
знакомых не потащил «неадекватного» отпрыска к психиатру, а изыскал
возможность решить проблему другим способом. Поскольку она «таки да» решается.
Даже в условиях Украины.
Киевский лицей №157 не
относится к системам Вальдорфа или Монтессори, и все же его можно назвать альтернативным
учебным заведением -уж слишком он не похож на большинство украинских школ. Все
очень просто: его директор Виктор Иванович Костенко и весь учительский персонал
знают о существовании детей индиго. Не удивляйтесь. Несмотря на то, что тема
индиго сейчас на слуху, мало кто из «освітян» знает (или признает) этот
феномен, и директор школы, который ходит на лекции об индиго, - большая
редкость. Он, кстати, не считает, что для таких детей нужно строить отдельные
школы. Все гораздо проще: система образования должна кардинально измениться,
поменять приоритеты, «прогнуться» под «новых детей», которых с каждым годом
становится все больше. Вот уже несколько лет В. И. Костенко проводит реформу в
отдельно взятом лицее, и, судя по настроению учителей, родителей, да и самих
школьников, ему это вполне удается (не говоря уже о невероятном количестве
призовых мест на международных конкурсах и олимпиадах). Это как раз тот случай,
когда во главу угла ставится не система, а человек, когда методика обучения
определяется самими субъектами процесса, когда педагогам предоставлена полная
свобода действий. Детям здесь разрешают то, от чего в обычной школе директора
или завуча хватила бы кондрашка. Ну, например, не любит один индиго, чтобы
рядом с ним за партой кто-то сидел, личное пространство его нарушал, - приносят
в класс персональную парту. Другому хочется вообще не за партой сидеть, а,
например, на полу, - пожалуйста, полная свобода.
- Так называемые дети
индиго, которые начинают массово заполнять наш мир, - говорит Виктор Иванович,
- это дети с высшим сознанием, с необычайными экстрасенсорными способностями.
Они могут считывать ответ на любой вопрос. То есть им не нужны логические шаги
во многих случаях. А мы их учим: первое, второе, третье, последовательность,
цепочка... Они не понимают, для чего все это, если ответ - очевиден. А учитель
не понимает, как ребенок может видеть ответ на проблему, если она ему недоступна
в его-то возрасте. Нестыковка. И ребенок, вместо того чтобы перейти в высший
эшелон, зачисляется в низший - к неуспевающим! Потому что он не хочет это
учить. Ты нарушитель, ты такой-сякой, тебе спецшкола нужна и т.д. Мы провели
уже два педагогических совета на эту тему, послушали психологов, учителей,
которые говорят: да, дети кардинально меняются, они другие, особенно в
начальных классах. Поэтому необходимо менять формы и методы работы.
Но даже самый продвинутый
лицей при всем желании не может приютить всех детей индиго даже одного
города - по той простой причине, что он не резиновый. Нужно действительно
менять систему образования, мировоззрение учителей и родителей. Нужно менять
отношение к детям. Нужно менять себя. И нужно самим любить свободу - чтобы не
отнимать ее у них.